Четверг
28.03.2024
10:10
Категории раздела
Мои статьи [3]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Художник Шендель В.С

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Рыцари Сечи Запорожской

    В.С.Шендель

    «Рыцари Сечи Запорожской»

    2008г.

                           Рыцари Сечи Запорожского 

               Сечь обозначает «засек», делалась для защиты от врага.

    Из всех восьми Сечей самая славная была Чертомлыцкая Сечь, основанная кошевым атаманом Иваном Лутаем в 1652 году на месте впадения речки Чертомлык в Днепр. Просуществовала до 1709 г. С этой Сечи  гремела слава про козачьи подвиги по всей Украине. В этой Сечи действовал козацкий богатырь, ныне непобедимый кошевой атаман Иван Сирко, тот Сирко, который был грозой для турок и татар страхом для поляков и гордостью запорожских козаков; который родился, как говорят легенды, с зубами, чтобы всю жизнь грызть врагов своего народа, православной веры, который был так страшен татарам, что его именем пугали детей своих непослушных; тот Сирко, на гибель которого султан свои указом наказывал                           правоверным молиться в мечетях.

    Для запорожцев от так дорог, что кости его, за тем же самым народным сказанием, они пять лет возили в гробу с собой, а затем отрезали его руку, засушили ее и возили с собой в походах, чтобы устрашать врагов и побеждать их в боях.

    С этой Сечи запорожцы ходили на Украину и в Польшу биться с поляками за Богдана Хмельницкого; в этой сечи они присягали на подданство русскому царю, а после горько оплакивали смерть старого Хмеля; с этой сечи они ходили войной на Польшу, Крым, Турцию.

    После 57 лет существования Чертомлыцка Сечь была разрушена 14 мая 1709 г. московскими войсками и изменником — ренегатом полковником Галачаном, когда запорожцы перед Полтавской битвой перешли от русского царя Петра І на сторону шведского царя Карла ХІІ.

    Сейчас расположение Чертомлыцкой Сечи находится на дне Каховского моря, на берегу моря, возле села Капуливка, где остались памятные знаки и могила Ивана Сирко.

    В Запорожье, где не существовало писанных законов, общественность жила завещаниями и наказами старых козаков и дедов. Уважение к козацкой собственности, отдаленность от женщин, преданность вере предков, преклонение перед духовенством — все это слагалось в глубинах козацкого общества.

    Старые козаки имели большой почет на Сечи. Но некоторые из старых козаков желали последние годы свои провести подальше от шумной жизни, уходили монахами (ченцами) в монастыри или в безлюдном диком поле, в землянку.

    Старый запорожец, который отправлялся в монастырь «спасаться» первоначально одевался во все самое лучшее и дорогое, обвешивался блестящим и дорогим оружием, набивал свои карманы и кожаный пояс – черес – червонцами, нанимал музыкантов,  покупал несколько бочек пьяного зелья, а к этому зелью полные возы всякой пищи и отправлялся «спасаться».

    Музыканты ударили веселой, и Братия отправлялась в дорогу. Тогда каждый, кто имел желание провести «прощальника» с миром к монастырю, пил, ел на его счет и танцевал; спереди на боевом коне ехал сам прощальник сивоусый, иногда и он  спешивался, пил, ел и пускался вприсядку. Всех встречных он приглашал к своему угощению. Когда он увидит на дороге телегу с горщиками, то сразу подскакивал к ней, перекидал кверху колесами и вся веселая компания мгновенно подбегала к горщикам, танцевала на них, била их в куски. Когда увидит телегу с рыбой, делает то же самое, а рыбу разбрасывает по площади, приговаривая: «Ешьте, люди добрые, и поминайте прощальника». И такое делал по дороге дальше. За все это платил потерпевшим червонцами, разбрасывая их округ пригоршнями.

    Таким  образом добирался прощальник со всей компанией к монастырю. Тогда братия останавливалась под стенами святой обители, а сам он кланялся народу на все четыре стороны, просил у всех прощения, по-братски обнимался с каждым и наконец подходил к монастырским воротам и стучал в них.

    — Кто такой?

    — Запорожец!

    — Чего ради?

    — Спасаться!

    Ворота открывались и впускали прощальника в обитель, а все его веселое товарищество с музыкой, водкой, пивом и медом, оставалось возле монастырских стен. А сам прощальник, пропавший за монастырской стеной, снимал с себя кожаный пояс с остатками червонцев, отдавал его монахам, сбрасывал дорогую одежду, надевал грубую монашескую одежду и приступал к тяжелому желаемому «спасению».

    Некоторые козаки оставляли Сечь тихо и неожиданно для других: никто не знал когда он исчез и куда он делся; только случайно узнавали позже про какого-то отшельника  пустыне, в лесу или береговой пещере, который принимал только лишь просфору, ревностно говел, молился и терпел с необычайной твердостью всяческие невзгоды. Позднее, умирая, он оставлял в своем жилье, среди лохмотья, выданный с коша Запорожского аттестат такому-то козаку за участие его во многих походах против врага.

    Впрочем были и такие козаки, которые оставляли Сечь через старость и шли в «абшит» в какую-нибудь из заморских паланок и слобод или занимались мирными сельскохозяйственными или домашними делами, где и завершали свое полное тревог и всяких приключений жизнь.

    Весь состав низового войска резко делился на две категории: сечевых козаков или товарищество и посполитых или зимников.

    Сечевые козаки жили без женщин и не имели права вводить в Сечь какой-то не было женщины, т.е. ни матерей, ни сестер, ни жен.

    Это объяснялось тем, что запорожцу, который обязался вечно воевать с врагом, некогда было возиться с женщиной. А по легенде, когда на Сечь вступит женщина, не быть больше Сечи.

    Сечевой козак считал себя настоящим рыцарем, брал участие в получении войсковой добычи, воинской оплаты, подавал голос на воинских советах во всех случаях частной и общественной жизни. Во время войны выступал с оружием в руках против врага, в мирное время отдавался веселью, банкетам и гулянью. Считалось не отвечающее званию рыцаря занятие пахаря и домовладельца.

    Это дело на Запорожье исполнял особый отряд людей, так званые посполитые, которые жили семьями в зимниках — козачьих хуторах, разбросанных по всех запорожских паланках. Они занимались земледелием, скотоводством, коневодством, рыбной ловлей, садоводством. Не знали крепостничества.

    В Запорожье вся земля принадлежала войску и никогда частно, потому что ее было много, больше населения, поэтому каждый мог брать себе такой надел. Какой осилит собственными силами. За это он обязан был исполнить обязательство, поставленное сечевым товариществом. Они были освобождены от военных обязанностей, но привлекались на несение охраны границ, поддержание состояния сечевых куреней, возведение артиллерийских и других козачьих сооружений. Большую часть произведенного товара  привозили на Сечь. Сечевые козаки, которые приезжали в змник или на хутор, не слезая с коня должны были перво-наперво трижды крикнуть «Пугу! Пугу! Пугу!». Хозяин. Услышав это, отвечал прибывшим дважды: «Пугу! Пугу!». Те же со своей стороны отвечали: «Козак с Луга». Хозяин спрашивал через окно: «А с какого луга. С Большого или с Малого? Если с Большого, тогда иди в круг!» Присмотревшись к всадникам и убедившись, что это настоящие сечевые козаки, хозяин зимника обращался к ним: «Привязывайте коней к яслам и просим к господину», где их хозяин угощал и давал отдых.

    Украинские козаки во время войны были воинами, в мирное время — поэтами и музыкантами.  Играли запорожцы на многих музыкальных инструментах — кобзах, лирах, скрипках, ваганах, цымбалах, козах, свирелях; одним словом «что в руки попадало, на том и играли». Самым распространенным была кобза. Кобзу, считали козаки, придумал сам Бог и его святые, поэтому ее очень почитали. И в душе, и в действительности поэты и музыканты козаки почти все умели играть на кобзах.

    Но профессиональными музыкантами были у козаков слепцы-кобзари, которые потеряли зрение или при рождении, или в зрелом возрасте при несчастных случаях. Кобзарь был охранником козацких завещаний и других козацких обычаев: он знал, как вершится суд у козаков по старинке, как делились земли, как избирался старшина, как и когда снаряжались морские и сухопутные походы против врага. Кобзарь иногда игрою и песней козацких героических песен принуждал козаков подниматься с сечи и идти к Черному морю против неверных ляхов. Поднимая в поход козаков, кобзари, будучи слепыми, нередко и сами отправлялись с ними. В походе и в самой Сечи  они были очень полезными членами козачьего товарищества. Кроме этого, еще своей игрой они веселили козаков, прогоняли грусть и поднимали дух. Они нередко исполняли роль войсковых врачей, так как знали силу и секрет целебных трав, какими лечили ослабших в дороге или раненных в бою.

    1613-1620 годы — это героический период козацких морских походов, когда козаки на своих убогих чайках шныряли по всему Черному морю, не давая покоя Оттоманской Порте. Турецкий историк, описывая морские походы козаков, говорит: «Не найдется людей более смелых, которые менее заботились бы о жизни, меньше боялись смерти; опытные в морском деле люди рассказывали, что эта голь своей ловкостью и отвагой в морских битвах страшнее всякого врага».

    Если турки заметят козаков, начинается переполох по всем землям, до самого Константинополя.

    Пристав к берегу, козаки оставляют возле каждой лодки на страже двоих козаков и двух помощников, а сами, вооружившись ружьями, нападают на города, завоевывают их, грабят, жгут, удаляясь от берега на целую милю, и с добычей возвращаются домой.

    На море, в полночь, гребут изо всей силы к кораблю, и половина их готовится к бою, чтобы причалить к кораблю, бросаются на абордаж. Неприятель внезапно видит 80-100 лодок вокруг корабля, козаки вдруг наполняют его своими людьми и овладевают. Завладев, забирают деньги и удобоперевозимые вещи, также пушки и все, что не боится воды, а сами корабли вместе с людьми топят.

    Одежда запорожских козаков в первое время была проста, жалкие оборванцы.

    Но разбив татар и турок, пограбив жидов или панов, возвращались в Сечь, привозили с собой много денег, платьев и дорогих материй. До битвы один конь и не более, после битвы — несколько.

    Жупаны у них были синие, пояс красный, шаровары синие. Чупрына носилась за левым ухом. Платье у них было из тонкого сукна, на шелковых шнурах и разных цветов, только сорочки были собственного рукоделия, потому что бумажной ткани они тогда не знали. На Глову одевали острую высокую шапку со смушевым околышем, в четверть ширины с суконным красным или зеленого цвета дном. В полторы четверти высоты на вате с золотыми краями, с серебряной китицей на самом верху и с крючком для китицы, чтобы не моталась. Край шапки часто служил козаку вместо кисета или кармана: туда он клал табак, огниво и люльку. Шапки больше всего делались по куреням: какой курень, такая и шапка, такой и цвет на ней.

    Кроме долгих поясов, носили запорожцы и короткие, сделанные из кожи или волоса, на них сзади нашивались китицы, а спереди крючки, пряжки, ремни для кинжалов, сабель и люлек.

    После он одевает черкеску на жупан. Это уже одежда долгая, почти до самых косточек, с широкими рукавами, как подризник у попа. Жупан уже был другого цвета, чем кафтан.

    К этой просторной одежде приставлялись широкие шаровары, суконные, кожаные с обеих сторон, с карманами. Как идет козак, то и след за собой метет. Холоши шаровар носились поверх голенищ сапог, они привязывались к голенищам серебряными подвязками или шелковыми шнурками с золотыми и серебряными китицами на концах. Под шаровары одевались сафьяновые сапоги, желтые, зеленые, красные с загнутыми и серебряными подковами и узенькими носками.

    Зимовные козаки назывались «сиднями» баболюбами и гречкосиями.

    В народных думах и песнях козак без лошади не мыслим. Лучшие кони у запорожцев разводились на их собственных степях, частью добывались у татар. Выдержка, быстрота и порода запорожских коней известна была в Польше, России и Западной Европе.

    Средством защиты от неприятеля в степном походе был табор.

    Это четырехугольный или по кругу ряд возов. Чтобы сделать табор, козаки ставили несколько возов в ряд, смыкая их колесо с колесом железными цепями, поднимали вверх, наподобие копий, оглобли, делали внутри меж возами глубокие ложбины, по углам ставили орудия, внутри была пехота и конница. Для татар запорожцы в таборе были непобедимы.

    Из двух родов битв, конной и пешей, искуснее были в последней.

    Для выманивания противника на бой выпускали для поединков, удалых схваток Герцев. Герцы давали возможность козакам высмотреть силы и положение неприятеля — это была прелюдия битвы.

    Во время сражения не знатных убивали, а знатных стремились пленить, за которых потом получали выкуп: лошади, рогатый скот, овец и верблюдов угоняли в свой табор; оружие, платье, деньги брали в добычу.

    Отступали с поля боя редко, но если случалось, то необыкновенно быстро, благодаря коням. Чтобы пресечь за собой погоню, прибегали к степным пожарам.

    Прятались в высокой траве, которая была выше вола или коня и своим                   вводили в обман преследователей. Выли волками, гавкали лисицами. Отсюда и поверье, что козаки могли превращаться то в кота, то лисицу, хоря и т.д. В плавнях страдали от гнуса, комаров, горячки.

    Славной страницей геройства запорожских козаков была битва под руководством гетьмана Петра Сагайдачного под Хотыном против турок на стороне польского короля. Козацкого войска было, по польским известиям, около 40 тысяч, при небольшой артиллерии. Польского войска около 35 тысяч. Поляки полагались на козацкую опытность в войне с татарами и турками, на их славную отвагу. Запорожские козаки не только отбивались от гораздо большего турецкого войска, но переходили сами к наступлению и не раз громили турок и добирались до их лагеря. Поляки были обязаны спасением Польши от гибели и до небес восхваляли заслуги козаков и Сагайдачного.  Под Хотыном Петр Сагайдачный был тяжело ранен и скончался 10 апреля 1622 года.

    Громкую славу оставил после себя гетьман и флотоводец козацких чаек князь Богдан Ружинский. Действия его были молниеносны и лихие. Его козаки захватили Кинбургскую косу с Перекопской степью, что находились в глубине татарских кочевий. Перебрались вброд конницей через Сиваш, чего до него не делал никто. Быстро вошли в тыл врага и вся Перекопская линия была захвачена. Крымцев охватил страх.

    Богдан все свое войско бросил на Кафу. Козаки штурмом взяли крепость и освободили тысячи невольников, прихватив с собой 713 знатных ордынцев и 15 мурз.

    Затем на чайках в                               . Их не ждали. Много галер были пущены на дно. Штурмом взяли крепость. Освободили невольников.

    Походы козаков в Крым и Турцию вынуждали врага дрожать перед силой и отвагой козаков.

    Притеснения со стороны поляков доводили козаков и народ украинский к сопротивлению. 1647 год стал началом освободительной борьбы украинских козаков и всего украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого. Запорожская Сечь провозгласила его гетьманом. По Украине были распространены вести, что к весне будет война и всякими тайными дорогами охочий люд начал стекаться на Запорожье.

    Польская шляхта встревожилась и начала призывать Николая Потоцкого, коронного гетьмана Польши, чтобы он принял меры. Потоцкий стал готовиться к войне и весной двинулся на Украину. Перед собой он отрядил своего сына Стефана с конным войском и козаками. Остальную часть реестровых отправил Днепром на судах. Стефан Потоцкий неосторожно углубился в Степь. Хмельницкий позволил ему пройти далеко на юг, затем напал на него со всеми силами на потоке Желтые Воды. Обложив его здесь, он затем принялся за реестровых козаков, двигавшихся по Днепру; среди них также было много людей, склонных к восстанию. И под Каменным Затоком они взбунтовались, перебили старшину, стоявшую на стороне поляков и присоединились к Хмельницкому.

    У Хмельницкого был договор с татарами о совместной войне с поляками. Татары, до сих пор только присматривавшиеся со стороны, ожидая исхода, присоединились к Хмельницкому и общими силами напали на войско Стефана Потоцкого. Бывшие с последним козаки перешли на сторону Хмельницкого, и оставшееся польское войско было разбито наголову и уничтожено в урочище Княжий Байрак 6 мая 1648 г.

    Вторая польская армия под руководством гетьмана Николая Потоцкого, узнав о поражении под Желтыми Водами, стали лагерем перед Корсунем и Стебловым в очень неудобном месте, а затем, увидев огромные силы Хмельницкого, испугались и, бросив лагерь, хотели отступать. Но попали в засаду и Хмельницкий разгромил вконец и это главное польское войско: все войско, начальствующие лица и оба гетьмана попали в руки Хмельницкого и тот передал их в руки Тугай-бею. Польша осталась без вождей и без войска перед лицом победоносного козачества. Восстание ширилось, избивали шляхту и евреев. Все Заднепровье, киевская земля и вся Брацлавщина были в руках восставших.

    Война в последующие годы с Польшей продолжалась, продолжалась и с Крымом, и с Турцией. Единственным союзником, на которого опирался Хмельницкий, была Русь.

    В первых числах января 1654 г. он съехался с московскими послами в Переяславле. Войско запорожское на вопрос Хмельницкого заявило свою волю отдаться под власть царя. После этого московские послы разослали своих людей по городам и местечкам приводить к присяге Украину, бывшую во власти Козацкой.

    Несговорчивость Москвы в вопросах украинского самоуправления произвела тяжелое впечатление на Украине. Было очевидно, что на место польских правителей Москва желает прислать своих воевод на Украину. И действительно, такие воеводы прибыли в Киев. Москва смотрела на Украину как на новое приобретение свое и стремилась господствовать в ней по образу других провинций и владений.

    Великое народное движение, поднятое Хмельницким, сообщило новый строй всей Восточной Украине — Гетьманщина. Козацкая военная организация уже в первых десятилетиях XVII века постепенно оседала и прикреплялась к земле по мере того, как все большее число оседлого и хозяйственного крестьянского и мещанского населения отдавалось под козачий присуд и записывалось в войско. Разделение козачьего войска на полки переходило в разделение оказаченной территории на полковые округи.

    Ограничивая политические свободы Украины, добиваясь все новых и новых уступок от старшины в политических вопросах, московское правительство предупредительно шло навстречу ее желаниям и просьбам, касавшихся поместий и имений и в эту сторону направляли интересы старшины. Создать на Украине владельческий, помещичий класс, закрепостить ее крестьянское население — это значило приблизить Украину к такому же помещичьему рабовладельческому строю Московского государства.

    Вместе с  тем это увеличивало вражду между украинским народом и политическими руководителями украинской жизни и все более усугубляло разделявшую их пропасть. Парализовало и свободолюбивую народную массу.

    Московское правительство знало что делать, щедро раздавая поместья старшине за верную службу и утверждая гетьманские пожалования: оно налагало этим прочно иго на старшину. Но иго это было сладко, и старшина с удовольствием принимала его и легко шла в нем тем же путем, какое указывало ей московское правительство. Она превращалась в помещичий класс, захватывала земли, свободные перед тем или считавшиеся войсковыми; закрепощала крестьян и козаков и верно служила московскому правительству.  

    Верность надо было доказывать делом в походах протии крымских татар, турок и Польши. Военные совместные походы русской армии и запорожских козаков происходили часто.

    Первый поход в Крым начался весной 1687 г. Было собрано до 100 тысяч великороссийских войск и до 50 тысяч украинских козаков. Главнокомандующим россиян был князь Василий Васильевич Голицын, козаками руководил гетьман Иван Самойлович.

    Перейдя реку Самару, объединенные войска остановились возле Острой Могилы. Затем продвинулись к р.Конка, далее была татарская степь «Дикое поле». В целях своей безопасности татары часто поджигали степь. Подожгли и в это время. После такого пожара на сотни верст степь превращалась в черное поле смерти, на котором на долгое время исчезала всякая жизнь. Поход был неудачным. Гетьман И.Самойлович был смещен с поста. В.В.Голицын рекомендовал старшине избрать Мазепу, что старшина и исполнил (25 июля 1687 г.).

    Эта эпоха, охватившая в сумме почти 40 лет, годы, когда решалась судьба свободного троя, созданного великим восстанием 1648-1649 годов. Заняв место польской шляхты в управлении краем, козацкая старшина склонна была считать себя привилегированным классом, призванным занять место шляхты в общественно-политических отношениях.

    Старшинные роды принимают шляхтские гербы, отыскивают или сочиняют себе одословные, выводя свой род от различных шляхтских родов Польши и Литвы. (Как и в наше время).

    Зная народное неудовольствие и недоверие, они не доверяли даже козакам и наряду с козацкими полками заводили себе наемные полки из всякого сброда — так называемых «сердюков» и «компанейцев».

    Новое московское правительство царя Петра І возобновило войну с Турцией и Крымом в 1695 году и в протяжении четырех лет козацкое войско из года в год должно было ходить в походы по указанию царя — то на турецкие города, то против татар, а одновременно Украина страдала и от татарских набегов из-за этой войны.

    Русские регулярные войска, донские казаки и запорожские участвовали в совместных походах в Крым и на Турецкие владения. В 1696 г. гетьман Мазепа послал к Азову 15 тысяч козацкого войска под командованием Якова Лизогуба и русским войском под командованием боярина Шереметьева. 17 июля русские войска под руководством Петра І захватили турецкий город Азов, что произвело большое впечатление на соотечественников.

    Россия вела войну с Шведцией. Карл XII мог вступить в пределы Украины, что и произошло.

    В 1708 г. войска Карла XII вступили на Украину. Старшина требовала от Мазепы совместной борьбы на стороне шведов с Москвой. Мазепа самолично отправился в шведский лагерь.

    Мазепа вел свою политику в такой тайне, что даже козацкое войско, которое он вел с собой к Карлу, не знало о его замыслах и узнало их только в пути. О Союзе Мазепы с Карлом Петр узнал скорее, чем украинское население.

    Московское войско вошло в самый центр Украины, подвергая жестоким наказаниям всех приверженцев Мазепы. Козацкое войско было с московскими войсками, а с Мазепой находилось 4 тысячи козаков.

    После разгрома шведов в Полтавской битве, остатки шведской армии бежали за Днепр, на турецкую территорию. Карл и Мазепа с небольшими отрядами солдат и козаков едва успели переправиться через Днепр, остальные сдались московскому войску.

    Карл и Мазепа остановились в Бендерах. Мазепа, измученный тревогой, неуверенностью в своей жизни, разболелся и умер 22 августа 1709 г. Похоронили его в монастыре в г.Галаце.

    Союз Мазепы с шведским королем имел тяжелые последствия для украинской жизни: дал повод правительству — царю Петру и его приближенным — еще энергичней взяться за уничтожение украинской автономии. Гетьманская резиденция была перенесена из Батурина в Глухов, к самой московской границе и здесь поставили гарнизоны из двух московских полков.

    После разгрома Запорожских Сечей часть козаков ушла за р.Дунай под покровительство Турции, часть под крымского хана. Козаки терпели на новых поселениях притеснения и издевательства. Просились вернуться в Украину, но соглашение России с Турцией (1712) не позволяло решить эту проблему. И только в 1733 году московское правительство дало свое согласие на возвращение и восстановление Сечи. В г.Лубны были составлены с запорожскими делегатами условия, на которых запорожцы возвращались под власть России.

    Жить им предоставлялось на старых местах, как жили до 1709 г. и свободно заниматься всякими промыслами; управляться своей выборной старшиной, подчиняться непосредственно главнокомандующему русскими войсками Украины; вменялась в обязанность охрана границ, а за службу обещано было от российского правительства ежегодно 20 тысяч рублей. После этого запорожцы присягнули на верность императрице Елизавете. Было их тогда свыше 7000 человек.

    22 февраля 1750 г. в Глухове произошло необычное: в торжественной обстановке избрали последнего гетьмана Украины. Избран был Кирилла Разумовский.

    В 1751 году новый гетьман получил от царицы гетьманские клейноды и грамоту и отпущен был на Украину. Новый гетьман был человеком совершенно чужим для Украины. Скучая на Украине, чаще проживал в Петербурге. Упразднение гетьманского управления и всего украинского строя решено было правительством Екатерины ІІ с самого начала.

    Екатерина ІІ заявила Разумовскому, что не находит для него возможности оставаться на гетьманстве и советует добровольно отказаться от этого поста. Он не хотел этого делать и все откладывал, но под напором царицы покорился. 10 ноября 1764 г. был издан манифест к «малороссийскому народу» об увольнении Разумовского от гетьманства.

    Последняя Сечь, перенесенная в тридцатых годах на старые места, была уже только слабой тенью старой Сечи. Выпросив у русскогоправительства разрешение вернуться, она должна была покорно выполнять требования российских властей, желавших распоряжаться сечевиками по своему произволу.

    Запорожцы выносили тяжелые походы, гибли в войнах с Турцией и Крымом. В первой Турецкой войне, в 1730 г. и во второй, начавшейся в 1768 г., войско Запорожское принимало участие в военных действиях, высылало по несколько тысяч сечевиков в походы с российской армией, удачно вело партизанскую войну, боролось на своих чайках с турецким флотом, несло сторожевую службу.

    Российское правительство решило уничтожить Сечь. По окончании турецкой войны, в 1775 году секретно были разосланы военные команды в запорожские степи чтобы отобрать ордена у запорожцев, находившихся на промыслах, а летом генерал Текели с большим войском вошел в запорожские земли под личиной благодетеля, занял войсками запорожские «паланки» и неожиданно осадил Сечь.

    Выстроив перед ней свою артиллерию, он 5 июня известил сечевиков, что Сечь не должна дальше существовать, запорожцы должны сдаться, покинутьСечь и разойтись. Многие ни за что не хотели сдаваться и рвались биться с московским войском. Но гетьман Калнышевский со старшиной и сечевое духовенство стали их уговаривать покориться потому, что московские силы им не одолеть.

    Запорожцы сдались. Сечь была разрушена, и 3 августа царский указ возвестил ее конец «с уничтожением самого имени запорожских козаков».

    Старшины, уговаривавшие козаков не сопротивляться, а покориться царской воле, были арестованы и разосланы по монастырям в тяжелое заточение. О них долго даже ничего не было известно: считали из погибшими. Затем выяснилось, что Калнышевского отправили в Соловецкий монастырь и он прожил там еще целых двадцать пять лет в одиночной келье-тюрьме не видя человеческого лица. Богомольцы, видевшие его в первые годы ХІХ века, рассказывали, что его выпускали из одиночного заключения лишь три раза в год в монастырскую трапезную: на Рождество, Пасху и Преображение. Он расспрашивал богомольцев, кто теперь царем и все ли хорошо в России. Но стража не позволяла ему много говорить. Он высох от старости, был совершенно седой, одет по-козацки в синий жупан с двумя рядами мелких пуговиц. Умер в 1803 г. на 112 году жизни.

    Огромные имения запорожцев были розданы разным лицам. Сечевикам же предстояло быть поверстанными в пикинеры, или в мещане, или в крестьяне.

    Г.Потемкин доносил императрице, что все это уже улажено: одни запорожцы поселились в городах и селах, другие записались в пикинеры и из них набрано два полка, из конфискованного старшинского имущества образован капитал для помощи поселенцам и пр.

    В действительности большинство запорожцев на это не пошло, а решило идти по стопам их предшественников из первой Сечи — переселяться в Турцию. И летом 1776 года запорожцев под Хаджи-беем собралось до 7000 и они начали селиться под Очаковым. Потемкин, чтобы удержать сечевиков и др. людей от побегов за границу, решил возобновить Запорожскую Сечь (войско) под названием «Черноморского войска» и в 1783 г. поручил Головатому и Чепиге и др. запорожским старшинам призвать охотников в новое войско. К этому войску присоединилась  и часть ушедших за границу запорожцев.

    В Турции запорожцев поселили сначала в Сейменах, затем позволили заложить кош на Дунайском устье, около м.Дунавца, где раньше жили великоросские переселенцы казаки-некрасовцы, которых запорожцы теперь прогнали отсюда.

    В России же, после окончания турецкой войны, в которой новое Черноморское войско оказало России большие услуги, в 1792 г. для поселян было отведено устье Кубани и земля между Кубанью и Азовским морем. Запорожцам было разрешено возобновить прежние сечевое устройство — войсковое управление, кош, курени числом сорок; пожалованы были новые клейноды, позволили судить своим судом, свободно и безданно промышлять всякими промыслами. Всего насчитывалось 17 тысяч казаков. Первым кошевым был Харько (Захар) Чепига.

    Задунайская Сечь держалась до 1828 г. Жилось ей в Турции в общем недурно, только запорожцев мучила совесть ввиду того, что им приходилось помогать басурману протии христиан. С другой стороны, Россия не соблазняла их вернуться в Россию. Лишь в 1828 г., когда началась война России с Турцией что и было осуществлено. Они поселились между Бердянском и Мариуполем и здесь это небольшое «Азовское войско» жило до 1860 года, когда его переселили на Кубань.

    В 1783 г. была отменена казачья служба и козачьи полки были заменены карабинерскими полками, как раньше слободские полки были заменены гусарскими полками. Поковники были освобождены от службы с производством в бригадирский чин; прочей старшине предоставлено по ее желанию: служить в новых регулярных полках или отказаться от службы. Козаки сохранялись как особый разряд военно-служебного крестьянства, их которого комплектовались эти новые полки.

    Украинские города были уравнены с московскими, а старшина украинская — с московским дворянством.

    В Отечественной войне 1812 года участвовали 107 казачьих полков и 2,5 казачьи конно-артиллерийские роты. Казаки являлись особым военным сословием, которое включало население отдельных  территорий России, составляющее соответствующее казачье войско: Донское, Уральское, Оренбуржское, Украинское и др.

    14 января 1788 г. были приняты на службу пешие и конные казаки бывшего Запорожского войска, прибывшие в армию князя Потемкина и затем оставшиеся в ней под названием «Войска верных козаков черноморских». В мае 1811 г. была сформирована лейб-гвардия — Черноморская сотня, которая находилась в 1-й Западной армии, 1-м кавалерийском корпусе генерал-лейтенанта Ф.П.Уварова и состояла при лейб-гвардии Казачьем полку, являясь его 4-м эскадроном.

    В Черниговской губернии было создано 6 конных полков, каждый по 1200 человек. В Полтавской губернии также формировались конные полки. Набирались они из казачьего сословия. Укораинский писатель И.П.Котляревский, формировавший 5-й Полтавский конный полк, сообщил губернатору: «люди, принятые мною, хороши… большей частью вступают в казаки с удовольствием, охотностью и без малейшего уныния». Командовал этими полками князь С.Э.Жевахов.

    За подвиги в Отечественную войну и заграничные походы Украинским козачьим полкам были пожалованы серебряные трубы.

    А вот как отозвался о козаках Наполеон Бонапарт, ему воотчую пришлось столкнуться с силой, мужеством и отвагой козаков, наверное от страха сказал: «Казак — ужасное создание, неотъемлемое от лошади, на которой сидит, причем в данном случае лошадь умнее всадника».

    Боевой дух и слава запорожских козаков осталась в песнях, легендах и сказаниях украинского народа. Даже в годы гражданской войны в армии батьки Махно придерживались древних запорожских обычаев ведения боевых действий и выбора командиров по казачьему праву.

     

    Автор В.Шендель.

    Категория: Мои статьи | Добавил: bamic (18.07.2011)
    Просмотров: 2586 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 2.8/4
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: